ОРКСЭ

ОРКСЭ

 

Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ

  Урок 1. «Добро и зло» (в формате .mp4)

  Урок 2. «Священные книги религий» (в формате .mp4)

  Урок 3. Основы православной культуры. «Десять заповедей» (в формате .mp4)


Научно-методические основы преподавания
религиозных культур и этики в начальной школе

  Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
  • развитие интереса к окружающему миру;
  • формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
  • содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.

Особенности курса ОРКСЭ

  Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

  Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.

  Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Основные особенности:

  1. Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.
  2. Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
  3. Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
  4. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.
  5. Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
  6. На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.

  В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности  в ГБОУ школа № 579 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).

наверх

  В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).

  Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.

Основное содержание модулей курса ОРКСЭ

Основы православной культуры

  1. Введение в православную духовную традицию.
  2. Культура и религия. Во что верят православные христиане.
  3. Добро и зло в православной традиции.
  4. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
  5. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
  6. Православие в России. Православный храм и другие святыни.
  7. Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.
  8. Православный календарь.
  9. Христианская семья и ее ценности.

Основы светской этики

  1. Этика – наука о нравственной жизни человека.
  2. Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
  3. Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
  4. Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.
  5. Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
  6. Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.
  7. Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.
  8. Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.
  9. Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.

Основы религиозных культур народов России

  1. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
  2. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
  3. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
  4. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.
  5. Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
  6. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
  7. Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Основы исламской культуры

  1. Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.
  2. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
  3. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
  4. Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.
  5. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
  6. Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
  7. Искусство ислама.

Основы буддийской культуры

  1. Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.
  2. Будда и его учение. Буддийские святые.
  3. Семья в буддийской культуре и ее ценности.
  4. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
  5. Буддийские символы, ритуалы, святыни.
  6. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
  7. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.

Основы иудейской культуры

  1. Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.
  2. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
  3. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.
  4. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
  5. Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
  6. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
  7. Еврейский дом.
  8. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

  ПРЕЗЕНТАЦИЯ о содержании и модулях учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

  РЕГЛАМЕНТ выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» pdf

 ПОЛОЖЕНИЕ о безотметочном обучении по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах pdf

  ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по обеспечению свободы выбора родителями (законными представителями) обучающихся модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2024-2025 учебном году pdf

наверх